Моментальный-Следопыт (papilkin) wrote,
Моментальный-Следопыт
papilkin

Category:

Звездопад в Самаре, который вы не заметили

Нас познакомила Анастасия Кнор – на тот момент главный редактор телекомпании «РИО». Помню, пришел к ней на интервью, которое готовил для газеты «Жизнь», и долго, скрупулёзно расспрашивал о жизни телевизионного журналиста.


Спустя неделю в газете вышла моя публикация. Называлась она что-то вроде «Только не пукни в эфире» и подзаголовок «Умоляли меня коллеги».

Кнор настолько развеселил мой хулиганский материал, что она пригласила работать меня на ТВ.

Виталий Аркадьевич был, что называется, «open». Он с удовольствием тратил время на молодежь, обсуждал с нами темы будущих сюжетов, делился своим опытом, воспоминаниями.

Однажды вызвал меня к себе и говорит:

- Я был в Польше. Там издают газету, в которой есть только сообщения о смерти и платные некрологи. Давай откроем точно такую же в Самаре? Назовем ее «Некрополис».

Я смутился. А зря, был бы сейчас совладельцем специфического, но востребованного издания.

На самом деле тогда, в «нулевых», меня не интересовало ничего, кроме ТВ. Телевидение затягивало меня все больше, и думать об издании газет, тем более таких, не хотелось. Да и, как оказалось, с получением данных о смерти людей было много сложностей.

О проекте быстро забыли. А ко мне на телекомпании «РИО» быстро приклеилась кличка «Некрополис».

Единственное, что меня смущало в кабинете Виталия Добрусина, - все стены были завешаны фотографиями героев, с которыми он когда-либо встречался. Так любить себя: до дрожи, до какого-то болезненного эгоистичного припадка - я такое не понимал.

Добрусин упоминает свой кабинет в книге «Украденные звезды». Мне понравилось, что и он, и писатель Аксенов, с которым Виталий Аркадьевич общался, очень трепетно относятся к своему кабинету, к своему рабочему месту. Мне показалось, что это для них священное пространство.

Скажу честно, мы на «РИО» посмеивались над Добрусиным каждый раз, оказываясь в его кабинете. Здесь были снимки с Горбачевым, Зюгановым, Ельциным, Титовым и бог еще знает с кем.

Один человек, с которым я поделился впечатлениями от книги «Украденные звезды», сказал мне так: «Добрусин прожил счастливую жизнь. Видел и встречался с такими людьми… Настоящий звездопад».

Я не могу вспомнить, чтобы Добрусин кричал на подчиненных. Не было такого, чтобы на планерки я приходил опасаясь «разбора полетов». Добрусин и Дранкина (финансовый директор «РИО») никогда не давили на меня, даже когда я журил в своих сюжетах команду Георгия Лиманского. Это потом я понял, что у Добрусина с главой города контракт, а я ставлю в эфир программы, критикующие его проекты.

Добрусин не пропускал ни один новостной выпуск, который вела Анастасия Кнор, Татьяна Брачий, Михаил Левин или я. Простите, если кого-то забыл.

Мне нравилось, как Добрусин устроил быт журналистов на телекомпании. У нас была столовая, где вкусно и недорого кормили, парикмахерская, одежда из лучших бутиков города.

Он готов был поддержать любую адекватную идею. Пусть новаторскую, пусть детскую, но идею.

«Хочешь делать передачу о футболе? Вперед», - говорил Добрусин.- Рассказывать о самарской политике? Валяй!» Единственный минус: Виталий Аркадьевич был вечно стеснен в деньгах и платил нам, журналистам, крохи. Хотя свободы, свободы было хоть отбавляй.

Как-то раз я сорвался и запил. Причем, зарезав на корню несколько важных проектов и эфиров, о которых мы договаривались.

Вдобавок я вышел в эфир нетрезвый (мой выпускающий режиссер вообще не стоял на ногах). Время рассказывать новости, а Портнов закрылся в туалете и не выходит.

Потом началось. Вместо подводки к сюжету выпускающий режиссер Портнов включил рекламный блок. И наоборот. Я жевал и мямлил в эфире так, что Юля Илларионова, отвечающая за новости, сначала закрыла лицо руками, а потом и вовсе выключила телевизор.

Ольга Алексеевна Король, как всегда, только и сказала: "Мальчик мой..."

Я понял – это провал, и в эфирной студии после ТАКОГО мне не бывать никогда.

На следующий день мы вместе с Портновым сидели в кабинете Виталия Аркадьевича. Выпускающий режиссер за столом, я – на приставном стульчике поближе к выходу.

Помню, что Добрусин сказал: «После того, что я вчера видел в эфире, заниматься телевидением мне больше не хочется».

Мне лично Виталий Аркадьевич бросил: «Папилкин, в эфире вы вели себя, как целка». Я не оправдывался, потому что действительно был неправ.

Потом Добрусин отчитал Портнова и отправил его работать в студию. Тревожно и похмельно качая головой, выпускающий режиссер удалился. Мы остались вдвоем с Добрусиным.

Больше всего меня поразило, что он не уволил никого из нас. Хотя за такое хулиганство из телевизора гнали. Гнали и назад не брали.

Смотреть ему в глаза было тяжело, и я рассматривал снимки, развешанные на стенах.

«Ты понимаешь, что ТВ – это производство. Если хочешь - завод, - спокойно отчитывал меня Добрусин. - Это конвейер, и здесь не должно быть срывов. А все эти басни про творческих людей - выброси из головы».

Я ответил ему фразой, которой, по легенде, пользовался Владислав Князев, когда попадал под горячую руку Владимира Аветисова:

- Такого больше не повторится.


Наконец, он, кажется, успокоился, «перегорел» и, откинувшись в своем президентском кресле, серьезно спросил:

- Это правда, что ты пишешь книгу?

- Кто вам сказал, - удивился я.

- Ольга Леонидовна (Дранкина).

Я уже и не помню, зачем я «ляпнул» Дранкиной про книгу. Видимо, выпендривался, получая зарплату, старался поддерживать имидж «творческого человека».

Я не наврал. К тому моменту у меня уже были опубликованы в Сети несколько слабеньких, бесхребетных рассказов.

- Молодец, - неожиданно похвалил меня Добрусин. - Продолжай, не бросай это дело.

В тот момент я и не догадывался, что он сам задумал большое литературное произведение.

Спустя два или три дня меня снова вернули в эфир, и я вел вечерние новости. А этот неприятный разговор забылся.

Добрусина хватило на 670 страниц. Он зачем-то раздавал свою книгу на факультете журналистики в государственном университете. Студенты книгу взяли, но читать не стали. Мне же она досталась случайно, от одной вертихвостки.

Помню, что первым произведение Добрусина прочитал некогда мой друг и соратник Валерий Трубин.

- Слушай, - сказал Валера. - А ведь Добрусин в «Украденных звездах» не выпячивает себя, не показывает, как Князев (литературный псевдоним - Кирилл Шелестов), какой он крутой и все такое. Он просто пишет летопись: конец 90-х и «нулевые».

Я читал книгу уже после Трубина и согласен с Валерой. Автор часто сдерживает себя от личностных оценок тех или иных событий.

Что понравилось лично мне? Конечно, история предвыборной «войны» Афанасьева и Лиманского. Я приехал жить в Самару в 1999 году и многое не знал. Поэтому главу про дебаты проглотил с огромным удовольствием.

Понравилось интервью с Аксеновым и Солженицыным.

Прочитав у Добрусина про Сысуева, наконец, понял, к какой именно ФПГ (финансово-промышленной группе) тот принадлежит. И пересмотрел свои взгляды по отношению к этому человеку.

У Добрусина получилось и рассказать о своей карьере журналиста, и написать летопись событий, происходящих в Самаре в 90-х и «нулевых». И я «белой» завистью завидую ему. Потому что сам не сдержал слово, которое дал Виталию Аркадьевичу тогда в кабинете. Не стал писать ни художественные, ни документальные «вещи». А бросил «это дело».

Вместо P.S. Уважаемые самарские журналисты, особенно студенты госуниверситета, которым эта книга досталась бесплатно. Дело даже не в том, что вы ее не покупали, а в том, что «Украденные звезды» вряд ли сейчас можно купить в местных книжных магазинах. Так вот, у вас дома лежит непрочитанное сокровище – огромная, вкусно и изящно описанная современная история Самары. Бросайте все, к чертям, и читайте Добрусина.

Источник: News163.ru

Tags: Виталий Добрусин, Самарская область, книга, летопись, литература, отзыв
Subscribe

Posts from This Journal “литература” Tag

promo papilkin 13:15, monday 5
Buy for 10 tokens
Начало истории (часть первая, вторая, третья). Когда нет эпидемии, на оптовых складах маски продаются по цене от 2,5 до 3,5 рублей. Именно оптовики в случае ажиотажного спроса поднимают отпускную цену. Еще недавно упаковка из пяти штук стоила 35 рублей (7 рублей за штуку). Lenta.ru, "Маски…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments