Моментальный-Следопыт (papilkin) wrote,
Моментальный-Следопыт
papilkin

Вышли из доверия

Политтехнологи не советуют верить предвыборным опросам.

До последнего времени избирательные штабы кандидатов исправно «кормили» электорат псевдоаналитикой, формирующими опросами и прочими социологическими данными, не заслуживающими доверия. Это было связано с тем, что тольяттинцам, начиная с 2000 года, фактически навязывали лидера гонки. Достаточно вспомнить выборы мэра Анатолия Пушкова, когда политтехнологи (не без поддержки властей и АВТОВАЗа) еще на старте объявили его фаворитом. Сегодня ситуация изменилась. Предстоящие 4 марта выборы главы города будут, пожалуй, самыми демократичными в современной истории Тольятти. АВТОВАЗ самоустранился от этих процессов, а Белый дом «отпустил вожжи», справедливо решив, что победителю (кем бы он ни был) все равно придется договариваться с администрацией губернатора. В этих условиях гонка приобретает характер настоящего соревнования. Именно поэтому социологические опросы сегодня вызывают интерес у участников выборов и избирателей. Но штабы не торопятся публично озвучивать социологические данные. Вместо этого они вновь используют политтехнологии: формирующие опросы и «слив» в Интернет псевдоаналитики.

— Социологические опросы, действительно заслуживающие доверия тольяттинцев, я видел последний раз в 90-х, — признался политтехнолог Федор Быстров, — а все, что было в «нулевых» — это «карманные» данные. И требовались они только для того, чтобы ввести избирателей в заблуждение, повлиять на ход предвыборной кампании.

Президент Фонда социальных исследований Владимир Звоновский сравнил социологические опросы со сборкой автомобилей.

— Конечно, когда немцы собирают «Мерседес», он тоже может быть некачественным, — говорит он. — Но когда вы покупаете «Ладу», то должны быть готовы к тому, что эта машина будет ломаться чаще, чем, например, японский Nissan.

Звоновский дает понять, что участники выборов в Самарской области все реже прибегают к услугам профессионалов и все чаще готовят социологию, что называется, «на коленке». Он не скрывает, что к нему обращаются клиенты из Тольятти. Были они и на этих выборах. Но имена заказчиков, по понятным причинам, не называет.

Предвыборные штабы, в свою очередь, стараются держать в секрете свои исследования. Они нужны им для того, чтобы корректировать стратегию продвижения кандидата, работу пиарщиков и специалистов медиаотдела. Как правило, профессиональные команды политтехнологов имеют в своем штате собственных социологов. Так, например, центр политического консультирования «Никколо-М», который долгое время обслуживал проекты Белого дома, пользовался услугами известного социолога Игоря Бельчика.

— Социологические замеры — это одно из самых приоритетных направлений в работе предвыборного штаба, — рассказывает политтехнолог Савелий Морозов. — Чаще всего требуется отследить динамику изменений электоральных предпочтений по трем ключевым позициям: рейтинг узнаваемости, рейтинг доверия и антирейтинг. Соответственно, замеряются главные оппоненты и ваш кандидат (партия). Чуть реже штабы исследуют отношение избирателей к локальным лидерам общественного мнения, чтобы знать, на кого можно делать ставку, а от кого лучше дистанцироваться.

Интересно, что две разные политические партии — фактически конкуренты на выборах — могут заказывать социологию у одного и того же специалиста. Как, например, это было на декабрьских выборах в Тольятти. Тогда «Единая Россия» и «Справедливая Россия» пользовались услугами социологической группы «Никколо-М».




Во многих российских регионах при областном правительстве существуют собственные социологические центры. Некоторые идут еще дальше: чтобы получить максимально объективные данные, власть заказывает одну и ту же работу двум социологическим компаниям. Но это скорее исключение из правил, чем норма.

— Есть такое понятие, как «закрытая социология», — продолжает Федор Быстров. — Как правило, такие исследования заказывает либо Администрация Президента РФ, либо окружение губернатора. Власть должна держать руку на пульсе и понимать происходящие на вверенной ей территории процессы. А не ходить в розовых очках. Понятно, что такая социология редко становится достоянием общественности и не попадает в СМИ.

По данным «P.S.», в Самарской области такую работу для администрации губернатора сейчас делает Фонд социальных исследований Владимира Звоновского. Сам он рекомендует кандидатам обращаться в крупные центры. При этом смотреть на то, как составлена анкета опроса и подготовлен отчет. Естественно, учитывать выборку респондентов.

— На этих выборах я еще не видел соцопрос, которому мог бы доверять, — заявил Федор Быстров. Тем не менее политтехнолог отмечает профессионализм работы одного из штабов, где проводили телефонный формирующий опрос. В этом случае респондентам задают «правильные» и «удобные» для клиента вопросы. В результате интервьюер подталкивает вас к тому, чтобы сделать «грамотный выбор» и сформировать нужный заказчику образ кандидата.

— Формирующий опрос — это эффективная технология, — считает политтехнолог Савелий Морозов. — Использовать ее можно по-разному, но очень удобно с ее помощью вбрасывать слухи. Под видом социологического исследования задаются вопросы — это манипуляции с целью изменения мнения избирателя. Через опросник можно рассказать избирателю, что твой кандидат наделен такими-то положительными качествами, или поведать о негативных характеристиках оппонентов. Все это сопровождается фразами «большинство горожан считает» или «все давно знают» и т.д.

— Если бы городская власть Тольятти хотела получить объективную картину предстоящих выборов, то она заказала бы социологов со стороны, — считает Быстров. — Я бы, например, пригласил в Тольятти Владимира Звоновского или какой-нибудь крупный социологический центр из Москвы или Екатеринбурга.

— Проводить социологические исследования можно своими силами, а можно доверить это профессионалам, — говорит Савелий Морозов, — в обоих случаях есть свои плюсы и минусы. Когда замеры делают социологи из штаба кандидата, погрешность может быть очень высока. С другой стороны, есть гарантия, что результаты опросов не окажутся в руках у оппонентов. Заказывать у профессионалов проще, но это будет стоить гораздо дороже, а результат вполне может быть «написан на коленке».

Политтехнолог Морозов вспоминает, что с подобной проблемой он столкнулся на выборах в Самарскую городскую думу, сотрудничая с одним из тольяттинских социологов.

«Округ был очень сложный, состоял из трех удаленных поселков: Прибрежный, Береза и Красная Глинка, — рассказывает он. — Соответственно, настроения у избирателей сильно разнились. Нам порекомендовали поработать с одним известным тольяттинским специалистом и поручились, что он сделает все в лучшем виде. Социологическое исследование предполагалось объемным: опросник состоял из сорока вопросов, выборка — около трехсот человек, а потому ценник был тоже внушающим, порядка 120 тысяч рублей за исследование. Что сделал исполнитель? Запустил в «поля» двух девочек, которые отловили на улице нескольких старух, задали по два-три вопроса и после этого растворились. Больше в поселках социологов никто не видел. Зато результаты исследования отличались насыщенностью красок. Как «социолог» сделал такие выводы на основании трех вопросов — остается только догадываться. Фактически он срисовал среднестатистические цифры по области, а недостающие данные выдумал из головы. Позднее мы проводили повторные замеры уже своими силами и получили диаметрально противоположные результаты. Пришлось на ходу корректировать стратегию. В итоге потеряли время, потеряли деньги, сделали ставку не на тех людей в округе».

Источник: "P.S." от 13 февраля 2012 года.
Tags: Владимир Звоновский, Никколо-М, Савелий Морозов, Федор Быстров, выборы 2012, социология
Subscribe
promo papilkin august 6, 13:00 1
Buy for 10 tokens
Телеканал "Москва-24" заинтересовался историей Виталия из Трехгорки (Одинцовский городской округ). Я писал о нем в обзоре, который посвятил проблематике работы общественного транспорта в Московской области. Замечательно, что крупные СМИ подключаются и помогают нам, небольшим городским…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment