Хотели, как в Токио, а получилось, как в Самаре

Ниже - текст из газеты "Самарские известия", который мы готовили с ребятами, когда я работал там главредом. Пусть он останется под катом для истории, потому что, как сегодня сообщили информагентства, магистраль Центральная не построят к 2018 году. Причина: нет денег.



Вспоминаю, как рассказывал про этот проект Николай Меркушкин: он приводил в пример Токио и говорил, что у нас, в Самаре, тоже будет организовано движение в шесть полос, по которым можно будет за считанные минуты добраться из одной точки мегаполиса - в другую.

Что-то мне подсказывает, что и моста через Волгу в районе села Климовка тоже не будет. Дай Бог, если построят стадион, а тротуарная плитка доживет до осени.

Магистраль «Центральная» «разрежет» дачный массив в Кировском районе пополам



Трассу ждут, но дачи не продают

Владельцы садовых участков на месте будущей магистрали готовятся к новому дачному сезону и не обращают внимания на разговоры про большую стройку

О новой магистрали здесь слышали все, но мало кто воспринимает эти разговоры всерьез. Люди просто не верят чиновникам. «Уже 15 лет обещают построить!» - такие ответы мы услышали, побывав непосредственно на месте будущего строительства.

Многие дачники уже давно не надеются, что дорога вообще появится, а версий, где она пройдет – сотни. Причем, у каждого дачника – своя собственная, стопроцентно верная информация. Все это выглядит, мягко говоря, забавно, особенно, если учитывать, что такими данными не располагают пока даже министры.

Владельцы участков, расположенных в районе станции «Дачная», в один голос утверждают: «Да, сносить будут, но только не нас! Так что, нашу семью это не коснется!»

Дачники с другой стороны массива рассуждают иначе. По их мнению, опасаться стоит как раз тем, чьи дачи находятся непосредственно около платформы: «Трасса пройдет возле станции, а до нас не дойдет! Наши дачи не снесут!» - уверены они.



Поскольку опасность лишиться своего участка существует уже долгие годы, она стала настолько привычной, что на нее практически никто не обращает внимания. Напротив, некоторые дачники продолжают благоустраивать свои «фазенды». Прогуливаясь по массиву, корреспондент «СИ» встретил несколько бригад строителей. Сейчас их здесь больше, чем самих дачников. Как и на многих стройках города, работы выполняют гости из ближнего зарубежья. Они ни о какой дороге не слышали.

Конечно, встречаются случаи, когда дачи продают. Но происходит это не потому, что кто-то боится потерять ее из-за появления магистрали. А просто потому, что давно хотел продать. Да и покупают их не корыстные перекупщики, а простые люди, которые хотят иметь свой загородный участок. «Мой сосед в прошлом году продал дачу, - рассказал мужчина, представившийся Василием. - Новые хозяева посадили деревья, починили дом. Они, как и все, приезжают по выходным, ухаживают за рассадой». В строительство дороги Василий и его соседи не верят. Считают, что магистраль если и появится, то их она не коснется. «Наши дачи не тронут. Вам надо на другом массиве спрашивать!» - вторит остальным дачникам Василий.

Жизнь не платформе «Дачной» после заявлений Меркушкина и предложений построить дорогу, «как в Токио», не изменилась. Продавец из местного киоска рассказал, что вроде бы несколько лет назад всем владельцам дач предлагали по 100 тысяч рублей за участок. Реальных денег никто не получил, да и такая сумма вряд ли бы устроила любителей покопаться в земле. Сейчас на пути магистрали редкий земельный участок находится в упадке. В основном на месте будущего строительства расположены приличные дачи с крепкими скромными домами. «Денег не хватит, чтобы расплатиться со всеми! – считает дачник Александр Петрович. – Посмотрите, сколько участков вокруг! Там одни дома сколько стоят! И даже если купят, то нужно все сносить. Слишком много здесь работы, а за нее тоже платить надо!»



Встретились нам и жители, которые вроде бы не против того, чтобы расстаться со своим участком за умеренную компенсацию. «15 лет уже обещают, что заплатят! Но так ничего и нет!», – возмущаются сразу несколько дачников, которые только что вышли из электрички. Они говорят, что готовы продать свои дачи государству, да вот реальных предложений пока ни от кого не поступало. То, что они слышали по телевизору, считают «слухами, планами и обещаниями».

Целенаправленно продают свои участки из-за строительства дороги единицы. Нам удалось встретить бригаду строителей, которые обустраивали участок именно для последующей продажи. Один из рабочих рассказал, что хозяйка выставила дачу на продажу из-за магистрали. То же самое сделали и еще несколько человек. Но среди всех дачников их процент пока невелик. Лишь немногие и вправду верят, что новая дорога здесь все-таки появится.



Источник «СИ» на условиях анонимности рассказал о схеме, которую чаще всего используют власти для того, чтобы освободить территорию для будущей магистрали.

«Вполне возможно, что компенсация за дачные участки будет в два, а то и в три раза меньше рыночной. Обычно оценка производится по количеству соток. Что же касается строений, то все зависит от того, оформлены ли они, или нет. Если же нет никаких документов о капитальном строительстве, то по закону такой самострой могут снести, а его хозяин не получит никакой дополнительной компенсации. Правда, обычно, чтобы не накалять обстановку, владельцам кирпичных или блочных домов платят чуть больше сверху.

В некоторых соседних областях при строительстве подобных магистралей использовалась следующая схема. Вдруг появлялись перекупщики, которые пугали дачников тем, что выплаты от государства будут совсем скромные, и предлагали продать им дачу за 20-25% ниже рыночной цены. Многие соглашались. Потом эти предприимчивые люди (чаще всего, они, так или иначе, связаны с властными структурами), начинали продвигать идею о том, что участки надо выкупить по рыночной цене. Как ни странно, но власти шли им на встречу и увеличивали бюджеты под строительство. В этом случае, налицо сговор».

Строительство магистрали «Центральная» обсуждали на прошлой неделе в Самарском белом доме. Чуть раньше губернатор Николай Меркушкин рассказал про концепцию развития проспекта Карла Маркса главным редакторам местных телекомпаний. Тогда глава региона привел в пример столицу Японии - Токио, где, по его словам, построили шестиполосную магистраль, по которой можно добраться из одного конца города в другой за 15-20 минут. Меркушкин дал понять, что в рамках подготовки к играм Чемпионата Мира по футболу хотел бы сделать в Самаре аналогичную дорогу.

3 апреля на совещании у губернатора было объявлено, что магистраль все-таки будут строить, но в несколько этапов. Первый этап – это участок от проспекта Кирова до платформы Дачной (см. схему), второй – проспект Карла Маркса – площадь Урицкого. Тогда же главный инженер проектов компании «Трансмост», которая занималась разработкой концепций реконструкции проспекта Карла Маркса, Игорь Мурох, рассказал, что существует два варианта развития этой улицы. «Первый вариант предусматривает создание магистрали непрерывного движения с двухуровневыми развязками - он ориентирован в основном на развитие автомобильного транспорта. Второй - улица городского значения с регулируемым движением и выделенными полосами для общественного транспорта», - сообщил Игорь Мурох.

По его словам, второй проект стоит дешевле и вписывается в общемировую концепцию отказа от личного автомобильного транспорта в пользу общественного. При реализации первого варианта концепции планировалось четыре эстакады. Кроме того, в подэстакадном пространстве также рассматривался вопрос создания многоуровневых парковок. В ответ на это Николай Меркушкин поручил проработать оба проекта и определить наиболее оптимальный для областного центра вариант.

Во время обсуждения участники совещания предложили сократить количество полос будущей магистрали с шести до четырех. По мнению главы региона это позволит уменьшить подъездные пути по эстакадам, сохранить непрерывное движение и снизить стоимость проекта.

Еще одна проблема, которая может встать на пути строителей, - это дачники, чьи участки находятся прямо по ходу движения будущей магистрали. Игорь Мурох, в беседе с корреспондентом «СИ», заявил, что эти территории государство будет однозначно выкупать и сносить в полосе отвода. «Каких размеров будет полоса отвода -  точно пока сказать невозможно. Все зависит от того, какой вариант реконструкции выберет губернатор, - сказал Мурох, - еще в 2007 году было ясно, что сплошной садоводческий массив придется каким-то образом разрезать.

Игорь Мурох, главный инженер проектов компании «Трансмост»:

- Еще в 2007 году наша компания разработала проектную документацию по реконструкции проспекта Карла Маркса. Тогда же наш проект получил положительное заключение госэкспертизы. Что же касается нынешнего положения дел, то на данный момент идет только обсуждение различных вариантов реализации этой идеи. Все это делается для того, чтобы выбрать наиболее оптимальный и уже под него грамотно составить техническое задание, которое будет потом выставлено на конкурс.

Самарские Известия, 6 апреля 2013 года. Фото: Юрий Стрелец.

Текст: bendair sildream papilkin

Posts from This Journal by “строительство” Tag

неправильно народ ходил - могу чуть позже - в мае устроить экскурсию - показать полосу отчуждения - там никто ничего не строит, сразу в глаза бросается
в прошлом году уже выплачивали компенсации от 400 до 600 тыр за участки

а не продают потому что после трассы стоимость участков вырастет раза в два

Edited at 2016-04-06 03:34 am (UTC)
Хорошо. Буду рад, если действительно (когда станет чуть чище) устроите мне прогулку по этим заповедным местам )